вторник, 11 марта 2008 г.

Некоторые технические аспекты учета в Excel

Как я писал в предыдущей статье: «Сейчас на рынке существует огромное множество платных и бесплатных программ, есть даже бесплатные онлайн сервисы по учету личных финансов. НО! Мы будем ставить учет персональных финансов в Excel.
Причины – необходимо точно представлять, что и каким образом у нас учитывается, что происходит с каждой статьей доходов и расходов. И поэтому ничего лучшего, кроме как учета «ручками» в Excel ничего не придумано для понимания.»

Но, на самом деле вопрос учета персональных финансов (в полном объеме) в Excel хотя и решается, но не является совсем уж прозрачным и очевидным. И, боюсь, совсем уж «каждой домохозяйке» довольно сложно построить учет в Excel-е для себя.

Я могу только попытаться раскрыть основные тезисы, которые могут натолкнуть на мысль как этот учет сделан у меня.

Как я уже говорил – у меня сделано 5 листов Excel:

1) Параметры настройки
На этом листе у меня храняться даты начала и окончания месяца (отчетного периода). Сделано это для того, чтобы можно было посмотреть отчет за конкретный месяц. И не только месяц, в принципе можно смотреть отчеты за любой период как по длительности. А также можно смотреть отчеты за любое предыдущее время.

2) Статьи
Здесь у меня хранится перечень всех статей с их числовым кодом (код в одной ячейке, название в другой). Сделано это для того, чтобы можно было в операциях выбирать статью дохода/расхода по коду. Очень быстро учатся коды самых частых операций, и очень быстро получается учитывать операции.

3) Операции
Тут в двойной записи мы записываем все наши ежедневные операции. Могу предложить такой формат строки:
• Дата – ну тут все понятно
• Дт – числовой код статьи, на которую деньги идут
• ==Дт== - расшифровка статьи, на которую ушли деньги (расшифровку подтягиваем со страницы Статьи с помощью функции «ВПР»)
• Кт– числовой код статьи, c которой деньги уходят
• ==Кт== - расшифровка статьи, c которой ушли деньги (расшифровку подтягиваем со страницы Статьи с помощью функции «ВПР»)
• Сумма – здесь заносим все сумму доходов или расходов по этой операции до копеечки
• Валюта – сначала думал использовать эту информацию, но сейчас пока не нужное поле
• Расшифровка – ужасно полезное поле. В нем я конкретно расписываю ситуацию в которой ушли деньги…. Например, покупка цветов жене на 8 марта. Бесценное поле для анализа статьи типа «Прочий расход»

4) Баланс
Просто лист с автоматическим отчетом
Как сделан:
Скопировали все статьи активов и пассивов на этот лист. Таким образом у нас уже первые два столбца отчета заполнено.

• Код – коды (АКТИВЫ И ПАССИВЫ только !!!) из статей
• Статья – значение (АКТИВЫ И ПАССИВЫ только !!!) из статей
• Остаток на 01-03-2008 – остаток по статье Актива (например, в кошельке) или Пассива (остаток по кредиту) на начало месяца. Данные сюда попадают со страницы Операции по такой хитрой формуле :) .
«=СУММ(ЕСЛИ(Операции!$A$2:$A$8696<('Параметры настройки'!$B$2);ЕСЛИ(Операции!$B$2:$B$8696=$A9;Операции!$F$2:$F$8696;0);0))-СУММ(ЕСЛИ(Операции!$A$2:$A$8696<('Параметры настройки'!$B$2);ЕСЛИ(Операции!$D$2:$D$8696=$A9;Операции!$F$2:$F$8696;0);0))»
К сожалению, нельзя просто формулу скопировать к себе и она будет работать. Нет, ее придется попробовать понять…
• Дт – изменение по статье, когда эта статья является приемником денег. Данные опять по формуле:
«=СУММ(ЕСЛИ(Операции!$A$2:$A$8944>=('Параметры настройки'!$B$2);ЕСЛИ(Операции!$A$2:$A$8944<=('Параметры настройки'!$B$3);ЕСЛИ(Операции!$B$2:$B$8944=$A9;Операции!$F$2:$F$8944;0);0);0))»
• Кт – изменение по статье, когда эта статья является источником денег. Данные опять по формуле:
=СУММ(ЕСЛИ(Операции!$A$2:$A$8944>=('Параметры настройки'!$B$2);ЕСЛИ(Операции!$A$2:$A$8944<=('Параметры настройки'!$B$3);ЕСЛИ(Операции!$D$2:$D$8944=$A9;Операции!$F$2:$F$8944;0);0);0))
• Остаток на 31-03-2008 - по статье Актива (например, в кошельке) или Пассива (остаток по кредиту) на конец месяца. И снова формула «=СУММ(ЕСЛИ(Операции!$A$2:$A$8696<=('Параметры настройки'!$B$3);ЕСЛИ(Операции!$B$2:$B$8696=$A9;Операции!$F$2:$F$8696;0);0))-СУММ(ЕСЛИ(Операции!$A$2:$A$8696<=('Параметры настройки'!$B$3);ЕСЛИ(Операции!$D$2:$D$8696=$A9;Операции!$F$2:$F$8696;0);0))»

У этого отчета есть еще одна, проверочная формула. Она простая. Это то, что называется Основное Балансовое уравнение:
Остаток на начало + Дт – Кт = Остаток на конец.


5) ОДР
Просто лист с автоматическим отчетом. Сделан аналогично балансу, но выглядит чуть попроще, так как не содержит остатков на начало и конец периода. Соответственно берутся теперь только статьи доходов и расходов

• Код - коды (Доходы и Расходы только !!!) из статей
• Статья – названия (Доходы и Расходы только !!!) из статей
• Сумма – тут уж простите, но снова формула: «=СУММ(ЕСЛИ(Операции!$A$2:$A$8944>=('Параметры настройки'!$B$2);ЕСЛИ(Операции!$A$2:$A$8944<=('Параметры настройки'!$B$3);ЕСЛИ(Операции!$B$2:$B$8944=$A8;Операции!$F$2:$F$8944;0);0);0))-СУММ(ЕСЛИ(Операции!$A$2:$A$8944>=('Параметры настройки'!$B$2);ЕСЛИ(Операции!$A$2:$A$8944<=('Параметры настройки'!$B$3);ЕСЛИ(Операции!$D$2:$D$8944=$A8;Операции!$F$2:$F$8944;0);0);0))*-1».

Общее правило такое – доходы показываем со знаком «+», расходы с «-»


Вот приблизительно вот так у меня все и работает. Теперь потратив пару часов на размышления вы, при желании, сможете построить финансовый учет своей жизни в любой момент. Сделайте это прям сейчас, потому что потом вы не догоните нас !!!

Ну и простите, если эта статья снова оказалась слишком сложной и непонятной. Дальше будет попроще, я вам обещаю :) !!!

Еще статьи на эту тему:



Комментариев нет: