среда, 5 марта 2008 г.

Постановка учета персональных финансов.

Хотя эта статья может показаться и сложной, но я старался максимально просто и коротко изложить все понятия, и если вы их поймете – вам сразу легче жить станет. Поверьте, без этого никуда. Никакие знания теханализа и умения торговать на Forex вам не помогут если вы не будете знать главных правил учета вашего финансового состояния!

Теперь, когда известна ситуация по финансовому положению нашего субъекта, необходимо выяснить, когда, какие деньги он зарабатывает, как, и на что он их тратит. То есть поговорим теперь о постановке учета его персональных финансов.

Сейчас на рынке существует огромное множество платных и бесплатных программ, есть даже бесплатные онлайн сервисы по учету личных финансов. НО! Мы будем ставить учет персональных финансов в Excel.
Причины – необходимо точно представлять, что и каким образом у нас учитывается, что происходит с каждой статьей доходов и расходов. И поэтому ничего лучшего, кроме как учета «ручками» в Excel ничего не придумано для понимания. К сожалению в специализированных программах сидят специальные «машинки» которые автоматизированно применяют различные методики расчета, расчитывают проценты и т.п. Но они в конце концов дают некоторые цифры, но объяснить их придется потрудиться. Поэтому мы пойдем другим путем. Для начала научимся все считать самостоятельно, а уж затем при желании, сможем пользоваться любым подобным сервисом прекрасно понимая, что у него происходит «внутри».
Как мы помним, наш молодой человек «по работе» имеет представление об основных принципах учета в российском бухучете, а также про GAAP и МСФО. Поэтому выдумывая ситсему учета он пользовался некими основополагающими принципами и подходами этих систем учета. Зачем ? Так ему кажется правильнее :)

Для начала введем и объясним несколько основополагающих понятий.

Актив – некое имущество, которое представляет из себя денежные средства, или может быть при необходимости обращено в деньги. В это понятие можно отнести как непосредственно звонкую монету у нас в кошельке, так и машину, квартиру, любое прочее имущество которое можно продать по той или иной цене и выручить некоторое количество денюшек. Также на будущее – сюда же относятся все депозиты, паи ПИФов, акции Газпрома, облигации компаний, деньги которые мы дали в долг знакомым и тому подобные штуки. Замечание для конкретной ситуации: как известно, наш молодой человек квартирами не обладает, но обладает машиной-«японкой», которую он может продать при очень форс-мажорных обстоятельствах. И, хотя «по правильному» было бы логично учесть ее как актив (то, что можно продать и получить деньги) мы не будем этого делать в силу двух причин. Первая – если это случиться, то можно смело назвать себя банкротом и вообще бросить все учеты и тому подобное. Будем оптимистами и не будем рассматривать этот вариант. Вторая причина – это то, что расчет цены, за которую можно будет продать эту машину (рыночной цены) представляет собой весьма нетривиальную задачу с учетом накопленной амортизации, пройденных техобслуживаний, дополнительных вложений в машину, состояния машины и тому подобного. Например МСФО нам по этому поводу гласит, что учет должен вестись по наименьшей сумме из двух – справедливой рыночной цены, либо сумме приобретения с учетом накопленной амортизации. В общем «овчинка не стоит выделки», то есть трудозатраты на корректный учет машины выше чем полезный эффект. На крайний случай, в будущем мы всегда сможем доучесть сей актив, при необходимости (поменять машину, или продать ее)…
И еще по этой статье есть замечание. Если кто-то читал книги Роберта Кийосаки, то отмечаю особо – ЕГО ТОЛКОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «АКТИВ» ДРУГОЕ !!! И еще вопрос, чье более правильное, его или мое :). У него это понятие весьма упрощенное ! Впрочем и как его книжки. Но почитать можно. Вместе с моим блогом :).

Пассив – это наши обязательства, то есть некоторые обстоятельства, которые потребуют от нас в будущем отдать некоторые суммы денег. Это могут быть банковские кредиты, задолженность по кредитной карте, прочие взятые в долг деньги. В жизни торгового предприятия это также кредиторская задолженность, то есть, если мы покупаем товар для перепродажи не по предоплате, а с некоторой отсрочкой платежа, то мы отражаем эту задолженность перед поставщиком. То есть через некоторое время нам надо будет заплатить поставщику за полученный товар. В нашем случае это будут просто все наши взятые в долг деньги.

Доходы – в процессе нашей жизни мы все получаем некоторые доходы. Жизнь можно разбить на определенные промежутки, в нашем случае месяц. Например, доходы мы получаем в виде зарплаты, подарков, процентов по вкладам, арендной платы за сдаваемую в аренду квартиру, выручку от ночной «бомбежки» на машине и прочая, прочая. Доходы, также могут быть получены как в денежной, так и неденежной форме. Поясню, что имеется в виду под неденежной формой. Например, полученные подарки. Или другой пример, более сложный :). Допустим, у нас есть паи некоторого ПИФа, который мы не собираемся продавать в течении нескольких лет. И в течении всех этих лет мы знаем из выписок нашего фонда, что стоимость пая ежемесячно растет на 30%. То есть, несмотря на то, что мы не получаем пока деньги за эти паи, мы должны видеть сами, что наше финансовое состояние улучшается. То есть в активах мы должны показывать рост стоимости паев. Вот за счет статьи доходов «Доходы по ПИФу» мы и сможем показать рост нашего актива. Несмотря на то, что денег у нас нет (неденежный доход), но у нас есть некоторые гарантии, что в случае необходимости, мы сможем выручить за эти паи именно ту сумму, которая стоит в активе в ПИФе.

Расходы – в процессе нашей жизни мы тратим деньги. Это пожалуй самая очевидная часть. В основном учет расходов труда не составляет. Есть особые варианты связанные с резервами и расходами по их начислению и списанию, но их разбор мы разберем как-нибудь в другой раз. Ну и соответственно, расходы, как и доходы, могут быть тоже в денежной или неденежной форме. Как вариант, догадаетесь, что мы будем делать если наши вклады в ПИФы вдруг упадут? Правильно, покажем снижение стоимости актива как неденежный расход.

Двойная запись – основопологающее понятие в любой бухгалтерии, в любой финансовой системе. Грубо говоря, сей принцип гарантирует нам, что деньги не появляются из воздух и не уходят в песок. То есть, если у нас в кошельке появились деньги(Актив), то они появились там вследствии получения зарплаты(Доход). Если у нас упала стоимость паев ПИФа (Актив), то следовательно мы понесли убытки (Расход). Если мы положили деньги на депозит (Актив), то мы их положили туда из нашего кошелька (Актив). Если мы продали машину (Актив) дороже ее рыночной стоимости, то мы получили деньги (Актив) за счет рыночной стоимости (Актив) + разницу между ценой продажи и рыночной стоимости (Доход). Грубо говоря, мы переложили деньги из кошелька с названием «Автомобиль» в обычный кошелек и еще получили зарплату (Доход) в размере разницы. Надеюсь, с машиной я вас не особо запутал :). То есть любое наше финансовое движение имеет сумму, и направление. Направление указывает откуда (Кредит) и куда (Дебет) произошло перемещение денежных сумм. Еще пример:
Дт «Расходы на продукты» (Расход) - Кт «Дебетовая карточка» (Актив), в этом примере мы расплатились за продукты зарплатной карточкой в супермаркете.
И еще важный момент. Любое движение может быть только в рамках вышеупомянутых 4 категорий: «Активы», «Пассивы», «Доходы», «Расходы». Ничто другое не может выступать в роли источника или приемника движения денег !!!

Ну вот, основные понятия учета разобрали, теперь ознакомимся со средствами анализа движения денег и анализа нашего благосостояния, то есть отчетами. Для полноценного анализа всей нашей деятельности нам достаточно будет всего двух несложных отчетов:

Отчет о доходах и расходах – отчет, который показывает все наши доходы и расходы полученные за период (напоминаю, под периодом будем понимать месяц!). Рецепт успеха в том, чтобы доходы были больше расходов, в этом случае у нас будет прибыль и рост, в противном случае будет убыток и в скором времени наступит кризис.

Баланс – отчет который отражает наше финансовое состояние на конкретную дату (конец месяца). Он показывает все наши активы и пассивы и говорит улучшается ли наше благосостояние или наоборот падает.

Так как все движение денег может происходить между четырьмя категориями, которые входят в один из двух отчетов, то между этими отчетами есть прямая и непосредственная связь!
Любая прибыль (доходы-расходы>0) зафиксированная в отчете о доходах и расходах может идти либо в рост активов, либо в уменьшение пассивов. Действительно, прибыль оседает либо непосредственно в нашем кошельке, либо может быть направлена (из того же самого кошелька) на погашение кредита.
И любой убыток (доходы-расходы<0) зафиксированный в отчете о доходах и расходах может покрываться либо за счет снижения активов, либо за счет увеличения пассивов. То есть, мы заработали 100 рублей, а потратили на квартиру 80, и на еду еще 50. Возникает вопрос – а где мы взяли еще 30 рублей, чтобы их потратить на расход. Как вариант, мы оплатили их с кредитной карты (пассив), то есть в будущем нам рано или поздно эти деньги надо будет все равно заплатить.


Теперь, когда мы рассмотрели и разобрали основные понятия учета, мы можем приступить к построению системы учета. Возьмем Excel файл, и сделаем в нем пять листов, которые назовем следующим образом:

Параметры настройки – здесь мы будем указывать за какой месяц мы сейчас ведем учет и строим отчеты.
Статьи – здесь мы будем хранить справочник всех наших статей по четырем категориям: Активы, Пассивы, Доходы, Расходы
Операции – сюда мы каждый день будем заносить данные о наших операциях
Баланс – на этом листе с помощью формул и функций Excel будет строиться отчет о состоянии активов и пассивов
ОДР – этот лист отчет по нашим доходам и расходам.

Для нашего молодого человека мы выделим следующие статьи учета, которые и будут сопровождать его всю жизнь:

КОД_______Название___________________Родитель
АКТИВЫ
100000___Денежные средства____________Да
100100_____Дебетовая карточка_________Да
100101______ Счет в рублях____________Нет
100110_____Счет в Сбербанке___________Нет
100200_____Кошелек____________________Да
100201______ Деньги в рублях__________Нет
100400_____Расходы будущих периодов___Да
100401______ Страхование а/м__________Нет
100402______ Тех.обслуживание а/м_____Нет
100403______ Будущий отпуск___________Нет

___ПАССИВЫ___
200000___Задолженности________________Да
200100_____Задолженность перед банками___Да
200110______ Кредит___________________Нет
200120______ Кредитная карта__________Нет
200200_____Задолженность перед семьей_Да
200215______ Долг родителям___________Нет
200220______ Долг жене________________Нет
200900___Прочая задолженность_________Нет

___ДОХОДЫ___
5000___Зарплата_______________Да
5010_____Аванс________________Нет
5020_____Получка______________Нет
5030_____Премия_______________Нет
5099___Прочие доходы__________Нет

___РАСХОДЫ___
10100___Расходы на работе_____Да
10110_____Завтраки____________Нет
10120_____Обеды_______________Нет
10130_____Дни рождения________Нет
10199_____Прочее______________Нет
10200___Расходы на еду________Да
10210_____Продукты____________Нет
10299_____Прочее______________Нет
10300___Собственные расходы___Да
10310_____Сигареты____________Нет
10320_____Еда на улице_______ Нет
10340_____Туалетные принадлежности__Нет
10360_____Отпуск.Путевка______Нет
10370_____Отпуск.Расходы______Нет
10390_____Прочее______________Нет
10400___Автомобиль____________Да
10410_____Бензин______________Нет
10420_____Сервис______________Нет
10430_____Расходные материалы_Нет
10440_____Мойка_______________Нет
10450_____Стоянка_____________Нет
10460_____Страховка___________Нет
10499_____Прочее______________Нет
10500___Жена__________________Да
10520_____Цветы_______________Нет
10530_____Кино________________Нет
10540_____Ресторан____________Нет
10550_____Подарки_____________Нет
10560_____Косметика___________Нет
10570_____Бытовая химия_______Нет
10580_____За квартиру_________Нет
10599_____Прочее______________Нет
10600___Саморазвитие__________Да
10610_____Аудиокниги__________Нет
10620_____Книги_______________Нет
10630_____Журналы_____________Нет
10699_____Прочее______________Нет
10700___Одежда________________Да
10799_____Прочее______________Нет
10900___Прочее________________Нет
10999___Ошибка учета__________Нет
20000___Обслуживание кредитов_Да
20010_____Проценты по кредитной карте_Нет
20020_____Проценты по кредиту_________Нет
20030_____Проценты за овердрафт_______Нет
20100___Расходы на связь______________Да
20110_____Мобильный телефон Beeline___Нет
20115_____Мобильный телефон MTC_______Нет
20120_____Городской телефон___________Нет
20130_____Интернет____________________Нет
20200___Семья_________________________Да
20210_____Подарки_____________________Нет
20290_____Прочее______________________Нет


___ЗАБАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА___
0000___Ввод начального сальдо___

Особо подчеркну значение поля Родитель – это просто обозначение суммирующих строк, и по ним операции не вводятся. Например, статья Зарплата состоит из двух подстатей Аванс и Получка. Кроме того – мы завели специальную статью – ввод начального сальдо. Дело в том, что мы начинаем учет не с нашего рождения, а с текущего момента, когда у нас уже водятся деньги в кошельке, когда за нами числятся должки, поэтому необходимо их все завести в нашу систему сначала и потом уже наши активы и пассивы будут изменяться в процессе жизни корректно.
Ну в общем и все. Теперь можно заводить в систему все наши доходы и расходы каждый день и смотреть и анализировать что у нас с финансовым состоянием и каковы наши доходы и расходы.

За сим прощаюсь.

Еще статьи на эту тему:



Комментариев нет: